«Тургеневское» в историко-литературном контексте рассказа И.А. Бунина «Ида» (Аюпов С.М., Харисова Т.Е.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Аюпов С.М.

«Тургеневское» в историко-литературном контексте рассказа И.А. Бунина «Ида» / Салават Мидхатович Аюпов, Татьяна Евгеньевна Харисова // Гуманитарный вектор. – 2013. – № 4 (36). – С. 12–18. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: elibrary_21103874_24189889.pdf (дата обращения: 16.07.2025). Режим доступа свободный для зарегистрированных пользователей научной электронной библиотеки.

Статья посвящена анализу образа «невыразимого» в рассказе И.А. Бунина «Ида»; впервые рассматривается сопряжение «тургеневского» с литературно-эстетическими взглядами М.В. Ломоносова, повлиявшими на выбор имени героини и на «торжественную концепцию» её образа. Мелодический лейтмотив, пронизывающий эту историю любви, сближает построение «Иды» с композицией романа «Дворянское гнездо» и вместе с тем с жанром оды, придавая героический оттенок бунинскому образу «невыразимого». В частности, прослеживаются звуковые переклички имени героини со всем повествованием целого. Доказывается значимость интертекстуальных связей (с творчеством С.А. Есенина, А.А. Блока, Н.В. Гоголя) в создании в рассказе «украшенной» поэтики и возвышенной атмосферы «невыразимого», соединяющей лирически-нежные и грозно-победные интонации. Обнаруженный исторический подтекст позволяет утверждать, что «невыразимое» в любви является здесь идеалом жизни, присутствие которого в неподвластных слову мгновениях человеческой жизни придает последней высший, непреходящий смысл, оптимистическое звучание, противостоящее тургеневской концепции «невыразимого».