Мотив «тонкого сна» в литературных визионерских сюжетах (Шилова Н.Л.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Версия от 10:47, 28 ноября 2024; Ateplitskaya (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Шилова Н.Л.''' Мотив «тонкого сна» в литературных визионерских сюжетах // Ученые записки…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Шилова Н.Л.

Мотив «тонкого сна» в литературных визионерских сюжетах // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2013. – № 1 (130). – С. 68–73. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://uchzap.petrsu.ru/files/issue/n130.pdf (дата обращения: 28.11.2024). Режим доступа свободный.


Поставлен вопрос о разграничении мотивов снов и видений в художественной литературе. В предшествовавших исследованиях они часто объединялись в единое смысловое поле. В то же время в литературно-художественных источниках начиная с Данте и Байрона и заканчивая современной прозой, напротив, подчеркивается их различие. На примере нескольких произведений русской прозы XIX–XX веков («После смерти» И.С. Тургенева, «Отец Сергий» Л.Н. Толстого, «Чапаев и Пустота» В. Пелевина) рассмотрены особенности использования визионерских мотивов в литературе Нового времени и, в частности, мотив «тонкого сна» как маркер визионерской темы. В русской культуре мотив «тонкого сна» сформировался в Средневековье. Как показывает исследование, в современных текстах он сохраняет свои традиционные семантические и стуктурные особенности, амбивалентный характер, узнаваемую визионерскую образность, дифференциацию с обычным физиологическим сном. Результаты проведенного анализа заставляют четко дифференцировать сны и видения при изучении русских визионерских сюжетов.