Тургеневский контекст пьесы А.П. Чехова «Иванов» (Дубинина Т.Г.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Версия от 10:44, 18 декабря 2024; Ateplitskaya (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Дубинина Т.Г. Тургеневский контекст пьесы А.П. Чехова «Иванов». – Текст : электронный // В…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Дубинина Т.Г. Тургеневский контекст пьесы А.П. Чехова «Иванов». – Текст : электронный // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2021. – № 2. – С. 99–104. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://vestnikggtu.ru/выпуск-№2-2021-15 (дата обращения: 18.12.2024). Режим доступа свободный.

В статье рассмотрен вопрос о тургеневском влиянии в пьесе А.П. Чехова «Иванов». В данной работе на материале эссе «Гамлет и Дон Кихот» и драмы «Иванов» ставится проблема схожести взглядов писателей на человеческую природу в принципе. Привлечение не художественного, а философского текста Тургенева позволяет выявить общие черты в художественной антропологии писателей. Автор подчеркивает, что Гамлет в представлении Тургенева – не совсем полноценный тип, это лишь одна из его граней человеческой природы. Черты Гамлета присущи самым обычным людям. Иванов оказывается очень близок чертам Гамлета, описанным Тургеневым, с принципиальной для Чехова оговоркой – это человек, «ничем не замечательный». Иванов в полной мере обладает гамлетическими чертами – эгоизмом, рефлексией, неспособностью к любви. Но для Чехова оказывается не менее важной мысль о том, что Гамлет – эгоист страдающий, и страдания его подлинны. Именно эти черты характера и ведут героя к катастрофе. Важным оказывается и присутствие дон кихотского в Иванове, однако о присутствии этих черт лишь упоминается в связи с прошлым героя. И тем не менее для верного прочтения образа они оказываются необходимы. Автор приходит к выводу о чрезвычайной важности художественной антропологии Тургенева для понимания драмы «Иванов».