Роль музыкальных включений в драматургических текстах Тургенева (Одесская М.М.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Версия от 13:52, 28 января 2025; Ateplitskaya (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Одесская М.М.''' Роль музыкальных включений в драматургических текстах Тургенева. – DOI:…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Одесская М.М.

Роль музыкальных включений в драматургических текстах Тургенева. – DOI: 10.28995/2686-7249-2024-10-34-46 // Вестник РГГУ. Серия "Литературоведение. Языкознание. Культурология". – 2024. – № 10. – С. 34–46. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://history.rsuh.ru/jour/article/view/1708 (дата обращения: 27.01.2025). Режим доступа свободный.

В статье утверждается тезис о том, что новаторство тургеневской драматургии состоит в соединении музыкального и словесного текстов. Существует немало работ, рассматривающих аллюзии писателя на музыкальные произведения в прозаических жанрах. Известны исследования о совместной работе литератора и певицы – Полины Виардо. В ряде работ показано влияние музыки на художественный стиль и философию творчества писателя (М.П. Алексеев, А.А. Гозенпуд, В.А. Доманский, М.А. Самородов, И.А. Рыбко и др.). Однако автору неизвестны работы, в которых рассматриваются музыкальные включения в текст комедий и сцен раннего Тургенева. В статье показано, что приемы включения музыкальных номеров в тексты либретто, написанных Тургеневым для оперетт на музыку Полины Виардо, апробированы писателем в его драматургических опытах сороковых годов. Комедии, сцены и либретто оперетт следует рассматривать как единую систему. Такой подход позволяет увидеть, как формировалась драматургическая концепция писателя, его понимание театральности.