«Я тебя не проклинаю или непрощаю?». Об одной фразе в повести И.С. Тургенева «Степной Король Лир» (Шевченко Е.С.)
Шевченко Е.С.
«Я тебя не проклинаю или непрощаю?». Об одной фразе в повести И.С. Тургенева «Степной Король Лир». – DOI: 10.46726/H.2024.3.7 // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – № 3. – С. 55–61. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.
Электронный ресурс: URL: https://humanities.ivanovo.ac.ru/article/shevchenko-e-s-ya-tebya-ne-proklinayu-ili-ne-proshhayu-ob-odnoj-fraze-v-povesti-i-s-turgeneva-stepnoj-korol-lir/ (дата обращения: 28.04.2025). Режим доступа свободный.
В статье рассматривается проблема русского национального характера в повести И.С. Тургенева «Степной Король Лир» в свете шекспировских образов как культурных констант. Отмечается, что в России формирование шекспиризма как культурного явления происходило в пушкинскую эпоху, после чего каждая последующая эпоха русской литературы и культуры дополнялась своим пониманием Шекспира, внося собственные смыслы в трактовку его вечных образов. В статье устанавливается значение Шекспира и неисчерпаемых шекспировских образов в творчестве Тургенева. Автор исходит из понимания Тургеневым Шекспира как «всепрощающего сердцеведца», вошедшего в «плоть и кровь» русской литературы. Мысль об этом прозвучала в «Речи о Шекспире», специально написанной Тургеневым по случаю трехсотлетнего юбилея великого английского драматурга. В повести «Степной Король Лир» смысловым ядром характера главного героя становится архетип шекспировского Лира. Однако у Тургенева он пропущен сквозь русское национальное сознание и гуманную идею всепрощения. Ключевым в понимании поступка Мартына Харлова, повторяющего поступок шекспировского Лира, является его «сонное мечтание» о вороном жеребенке, которое в повести прочитывается в духе Откровения святого Иоанна Богослова — как приближение апокалипсиса. В заключение делается вывод о том, что эстетическое таинство приятия Шекспира преломлялось Тургеневым в таинстве духовно-религиозном, а идея прощения мыслилась русским писателем как духовная составляющая национального характера.