Лексикография и коммуникация–2024

Материал из Тургенев в 21 веке
Версия от 10:33, 14 мая 2025; Ateplitskaya (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Лексикография и коммуникация–2024 : сборник материалов X Международной научной конференц…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Лексикография и коммуникация–2024 : сборник материалов X Международной научной конференции (г. Белгород, 18–19 апреля 2024 г.) / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" ; ред. кол.: А.П. Седых (отв. ред.) [и др.]. – Белгород : БелГУ НИУ "БелГУ", 2024. – 305 с. : ил., табл. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст. – ISBN 978-5-9571-3639-2.

Электронный ресурс: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67313985&selid=67317047 (дата обращения: 14.05.2025). Режим доступа свободный для зарегистрированных пользователей.

Из содерж.: Растительные мотивы в «странной» прозе : на примере произведений И. Тургенева, В. Гаршина, Ф. Сологуба / Богатырев Арсений Владимирович, с. 124–130.

Изучается использование растительной символики в трех произведениях русских авторов XIX–XX вв. Подвергнутое в статье анализу растение (его плоды) играет у И.С. Тургенева роль доказательства «подлинности» происходивших событий («Рассказ отца Алексея»), а также как-бы «скрепляет» контакт между человеком и таинственными силами. Использование Тургеневым каштана в качестве атрибута нечисти восходит к народным фольклорным представлениям. Флористическое богатство в рассказе В.М. Гаршина «Красный цветок» подчеркивает особое место красного цветка, выделяющегося на фоне других растений. Избрание символом всего негативного именно алого мака объясняется символикой красного цвета как цвета крови, гнева и одурманивающими свойствами данного представителя флоры. Зло, сконцентрированное в нем — это неприятие героем заточения в психиатрической лечебнице. В «Январском рассказе» Ф.К. Сологуба в образе срубленной елки предстают драматические события января 1905 г. Исследование характера и возможных истоков образа Елкича, происхождение которого следует искать в рождественских традициях, подводит к мысли о его более тесной связи с домом-елью. Появление растительных мотивов в рассмотренных сюжетах обусловлено биографическими, культурными и историческими обстоятельствами.