Эпический синтез в позднем творчестве И.С. Тургенева (Андреева В.Г.)
Андреева В.Г.
Эпический синтез в позднем творчестве И.С. Тургенева. – Doi.org/10.24224/2227-1295-2021-11-202-215. – Текст : электронный // Научный диалог. – 2021. – № 11. – С.202–215. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст. – URL: https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/view/3388 (дата обращения: 10.08.2022). – Режим доступа: свободный.
Рассматривается эпический синтез в творчестве И.С. Тургенева на примере его последнего романа «Новь». Отмечается, что на это произведение писатель возлагал большие надежды, поскольку роман должен был показать истинную позицию Тургенева по отношению к русскому народу и будущему России. Указывается, что в «Нови» нет пространно явленной темы крестьянской жизни, но она не отступает на второй план: Тургенев представляет собирательный образ народа, дает оценку событий с народной точки зрения. Подчеркивается, что внимание писателя к реакции публики, обусловленное стремлением не просто представить максимально полную картину жизни России, но и показать читателю вневременные образцы осмысленного бытия, поднимающиеся над различными «вопросами», позволяет говорить об эпической широте романа. Автор статьи доказывает, что художественный мир «Нови» можно прочитывать «послойно», доходя до ключевых смыслов: за внешними столкновениями политических сил находится проблема взаимоотношений людей, их готовности помогать друг другу. Проводятся параллели между тремя очерками, добавленными к книге «Записки охотника», и отдельными эпизодами романа «Новь», доказывается их идейная и художественная связь. Делается вывод, что творчество позднего Тургенева невозможно анализировать без учета противопоставления драматической стихии разрушения и созидающей силы, имеющей в своей основе православное миросозерцание.