Макиавелли – Тургенев – Достоевский (Шульц С.А.) — различия между версиями

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Шульц С.А.''' Макиавелли – Тургенев – Достоевский: трансформация трагикомического сюж…»)
 
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
Макиавелли – Тургенев – Достоевский: трансформация трагикомического сюжетного мотива : («Клиция», «Первая любовь», «Братья Карамазовы»). – DOI: 10/31249/litzhur/2021.51.01. – Текст : электронный // Литературоведческий журнал. – 2021. – № 1 (51). – С. 9–20. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст. – URL: http://inion.ru/site/assets/files/6179/2021_literaturovedcheskii_zhurnal_51.pdf (дата обращения: 30.08.2021). – Режим доступа: свободный.
 
Макиавелли – Тургенев – Достоевский: трансформация трагикомического сюжетного мотива : («Клиция», «Первая любовь», «Братья Карамазовы»). – DOI: 10/31249/litzhur/2021.51.01. – Текст : электронный // Литературоведческий журнал. – 2021. – № 1 (51). – С. 9–20. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст. – URL: http://inion.ru/site/assets/files/6179/2021_literaturovedcheskii_zhurnal_51.pdf (дата обращения: 30.08.2021). – Режим доступа: свободный.
 +
 +
Три различных произведения Н. Макиавелли, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского обнаруживают родственные сюжетные ситуации и мотивику. Речь идет о ренессансной комедии Н. Макиавелли «Клиция» (1525), повести И.С. Тургенева «Первая любовь» (1860), романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879–1880). Во всех трех текстах изображены ситуации любовного соперничества за одну женщину двух претендентов – отца и сына. Данные ситуации, имея пафос трагикомического парадокса, разрешаются, однако, в несколько разных смысловых регистрах и в несколько разных пафосных наполнениях. Макиавелли назидателен. Тургенев остается замкнут в камерной, частной сфере личности (и мало затрагивает общесоциальное). В «Братьях Карамазовых» в пределах анализа Достоевским общесовременной кризисности авторский скепсис не находит пути к самопреодолению.
  
 
[[category:Темы творчества]]
 
[[category:Темы творчества]]

Текущая версия на 12:48, 11 октября 2023

Шульц С.А.

Макиавелли – Тургенев – Достоевский: трансформация трагикомического сюжетного мотива : («Клиция», «Первая любовь», «Братья Карамазовы»). – DOI: 10/31249/litzhur/2021.51.01. – Текст : электронный // Литературоведческий журнал. – 2021. – № 1 (51). – С. 9–20. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст. – URL: http://inion.ru/site/assets/files/6179/2021_literaturovedcheskii_zhurnal_51.pdf (дата обращения: 30.08.2021). – Режим доступа: свободный.

Три различных произведения Н. Макиавелли, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского обнаруживают родственные сюжетные ситуации и мотивику. Речь идет о ренессансной комедии Н. Макиавелли «Клиция» (1525), повести И.С. Тургенева «Первая любовь» (1860), романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879–1880). Во всех трех текстах изображены ситуации любовного соперничества за одну женщину двух претендентов – отца и сына. Данные ситуации, имея пафос трагикомического парадокса, разрешаются, однако, в несколько разных смысловых регистрах и в несколько разных пафосных наполнениях. Макиавелли назидателен. Тургенев остается замкнут в камерной, частной сфере личности (и мало затрагивает общесоциальное). В «Братьях Карамазовых» в пределах анализа Достоевским общесовременной кризисности авторский скепсис не находит пути к самопреодолению.