Интеллигенция и народ: попытки сближения и просвещения (Никольский С.А.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Никольский С.А.

Интеллигенция и народ: попытки сближения и просвещения. – DOI 10.24411/1813-145X-2019-10533 // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 5. – С. 141–146. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://vestnik.yspu.org/releases/2019_5/21.pdf (дата обращения: 12.01.2024).

Проблема отношений народа и интеллигенции – одна из фундаментальных в отечественной философии культуры. И хотя она была глубоко осмыслена философами досоветского периода, в не меньшей степени также стала предметом рассмотрения в философствующей литературе ХIХ и ХХ столетий. Многовековое пребывание в крепостном праве крестьян и столь же длительное господство над ними со стороны помещиков и других сословий сделало отношения этих двух народов России не только чуждыми, но и глубоко враждебными. У них не было общей хозяйственной жизни или форм культурного общения. У них не было даже общего языка. По этой причине непонятными чужаками для земледельцев оказались стремившиеся подражать Европе передовые помещики. Таков был и финал содержательных контактов, которые пробовали установить с крестьянами рядившиеся под них разночинцы-революционеры 70-х гг. ХIХ в. В то время их главной задачей было избрано просвещение темной деревни посредством попытки привить крестьянам передовые, как им виделось, способы хозяйствования и общественной жизни. Задаче этой не суждено было быть выполненной. Размышлениям об отсутствии понимания между крестьянством и господами при всей разности их изначальных мировоззренческих установок посвятили страницы своих произведений многие отечественные авторы, но прежде всего – Иван Тургенев и Лев Толстой. Для автора романа «Анна Каренина» и рассказа «Утро помещика» крестьянство – человеческий эталон и в чем-то недосягаемый для господ образец подражания. Для автора романов «Отцы и дети», а в дальнейшем и «Нови» – это особые человеческие типы, заслуживающие как подражания, так и порицания.