Итальянский финал «Дворянского гнезда», или зачем И. Тургенев цитирует Данте (Беляева И.А.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Беляева И.А.

Итальянский финал «Дворянского гнезда», или зачем И. Тургенев цитирует Данте : (из опыта изучения романа китайскими студентами) // Вестник / Рос. центр науки и культуры в Будапеште, Науч.-исслед. и метод. центр русистики Ун-та им. Л. Этвеша. – Будапешт, 2020. – № 34 : Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания : [материалы XXV Междунар. науч.-практ. конф. (15 мая 2020 г., Будапешт)]. – С. 109–114.

Автор статьи делится опытом изучения творчества Тургенева в целом и романа “Дворянское гнездо” в частности китайскими аспирантами-русистами. Предлагается читательская стратегия, которая основывается на прочтении текста ввиду двух его опорных точек: заглавия и финала романа, в котором важную роль играет цитата из “Божественной Комедии” Данте. Итальянский финал романа Тургенева не только по-новому выстраивает события и позволяет взглянуть иначе на судьбоносную встречу Лаврецкого и Лизы Калитиной, но и подчеркивает в “Дворянском гнезде” важную для русского романа в целом идею спасения, религиозную по сути, но имеющую также социальное и национальное выражение. Поэтому “Дворянское гнездо” оказывается не романом о гибели русского дворянства, а о том, как ему найти “новую” и истинную дорогу, о его новой личной социальной практике.