Мотив возвращения блудного сына в романах И.С. Тургенева (Габдуллина В.И.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Габдуллина В.И.

Мотив возвращения блудного сына в романах И.С. Тургенева // Проблемы исторической поэтики. – 2013. – № 11. – С. 135–149. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-vozvrascheniya-bludnogo-syn-a-v-romanah-i-s-turgeneva/viewer (дата обращения: 16.05.2023). Режим доступа свободный.

Автором уточняются представления о творчестве И.С. Тургенева как «нехристианского писателя», рассматривается про блема функционирования мотива блудного сына в цикле романов. Тургеневым изображены различные фазы архетипического сюжета, восходящего к евангельской притче о блудном сыне. В романе «Рудин» автор изобразил фазу духовных блужданий героя, потерявшего связь с родным домом – Россией. В следующих романах («Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым»), проводя своего героя по кругу и возвращая его в родительский дом, Тургенев воспроизводит модель жизненного поведения человека, отраженную в притче, признавая тем самым не преложность идеи, зафиксированной в Евангелии. Мотив возвращения на русскую почву получил свое завершение в последнем романе Тургенева «Новь», в котором автор парадоксальным образом соединяет западническую идею с евангельским императивом: Соломин – сын дьячка, отпущенный мудрым отцом «в обучение», учив шийся в Англии, овладевший европейскими знаниями, вернулся «на родную почву» и основал свое дело в российской глубинке. Таким образом, цикл романов Тургенева, в котором автор изобразил различные фазы общественной жизни, связан сквозным мотивом блудного сына, в роли которого выступает тургеневский герой.