Музыкальный экфрасис в малой прозе 80–90-х гг. XIX века (Мананникова А.Ю.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Мананникова А.Ю.

Музыкальный экфрасис в малой прозе 80–90-х гг. XIX века : (на материале произведений Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова). – DOI: 10.31862/0130-3414-2024-4-33-43 // Литература в школе. – 2024. – № 4. – С. 33–43. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.


Цель статьи – анализ особенностей и функций музыкального экфрасиса в малой прозе 1880–1890-х гг., а именно в повестях и рассказах Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и А.П. Чехова. Музыкальный экфрасис как один из приемов, воплощающих тему музыки в литературных произведениях, необходимо рассматривать в качестве элемента поэтики индивидуального стиля. Таким образом, автор статьи опирается на работы Ю.И. Минералова о стиле, а также на работы Л. Геллера и Е.В. Яценко – об экфрасисе. Результаты исследования указывают на то, что в отмеченный период истории отечественной литературы использование музыкального экфрасиса является характерной чертой индивидуальных стилей всех трех авторов. Л.Н. Толстой «портретирует» музыку, что проявляется в повести «Крейцерова соната», и формирует при помощи свернутых и нулевых музыкальных экфрасисов описания быта, образы персонажей и «идеологический» подтекст произведений. Экфрасисы в малой прозе И.С. Тургенева также задействованы в характеристике персонажей и выражении подтекста; кроме того, они служат указанием на сюжетные повороты (повесть «Клара Милич»). Новаторски подходит к работе с этим приемом А.П. Чехов: прямой музыкальный экфрасис встраивается им в текст произведений вместо дальнейшего хода сюжета (рассказ «Шампанское»). Для А.П. Чехова также характерно изображение музыкальной психологии, что заметно в его рассказе «Свирель».