Нигилизм как внедрение парадигмы модерна (Сарачу Д.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Сарачу Д. Нигилизм как внедрение парадигмы модерна : (на примере творчества русских писателей XIX века) / Сарачу Д. ; пер. с исп. Т.С. Паниотовой. – DOI: 10.24412/1997-0803-2022-5109-86-92 // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 5. – С. 86–92. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресусрс: URL: https://vestnik.mgik.org/publikatsii-2022/5/10.%20%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%83.pdf (дата обращения: 18.08.2023). Режим доступа свободный.


В статье анализируется нигилизм в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» посредством понятийного аппарата, который, согласно Ж. Ипполиту, применял Гегель в «Феноменологии духа», характеризуя идеологию Просвещения. Нигилизм рассматривается как специфическая форма, которую принимают идеи Просвещения в процессе проникновения в русскую культуру. Основываясь на работе А.И. Герцена «Развитие революционных идей в России», автор анализирует исторические причины внедрения парадигмы Модерна в российский социально-политический контекст и возникающие в связи с этим проблемы. Завершающая часть статьи посвящена осмыслению философского содержания произведений «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского и «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского. В рамках данного сюжетного ряда показано, как авторы трактуют центральные понятия нигилизма, выступают с критикой или в защиту рационализма, предвосхищая революционные процессы ХХ века в России.