Рассказ Б.К. Зайцева «Маша»: композиция текста и идея обустроенности усадебной жизни (Андреева В.Г.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Андреева В.Г.


Рассказ Б.К. Зайцева «Маша»: композиция текста и идея обустроенности усадебной жизни. – DOI: 10.22455/2500-4247-2024-9-3-308-327 // Studia Litterarum. – 2024. – Т. 9, № 3. – С. 308–327. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://studlit.ru/index.php/ru/arkhiv/95-2024-tom-9-3/1425-rasskaz-b-k-zajtseva-masha-kompozitsiya-teksta-i-ideya-obustroennosti-usadebnoj-zhizni (дата обращения: 13.05.2025). Режим доступа свободный.

В статье осмысляется структура рассказа Б.К. Зайцева «Маша» (1915) как параллельное развитие и нелинейное сопоставление двух сюжетных линий, посвященных историям любви дворянки Лизы и ее ровесницы - крестьянской девушки Маши. Объясняется выбор названия рассказа, сделанный писателем (по имени крестьянской героини, что маркирует семиотические сдвиги в «усадебной культуре» Серебряного века). Подробно рассматривается дихотомия порядка/беспорядка, во многом организующая художественный мир произведения. Исследуются способы репрезентации «усадебного топоса» и анализируется социокультурная связь героинь с усадьбой. Характеризуются также сами описываемые в рассказе усадьбы Кочки и Радищево как две разновидности «усадебного топоса» в русской литературе рубежа XIX- XX вв. Прослеживается типологическое сходство Лизы Андреевой в рассказе Зайцева «Маша» с Лизой Калитиной в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1858); указывается на рецепцию Зайцевым характерологических принципов Тургенева в двойственном изображении героинь. Выявляются и классифицируются детали усадебной повседневности в рассказе Зайцева; освещается сложное, неоднозначное отношение автора к персонажам, ведущим замкнутое усадебное существование.