Рецепция жанра романтической "мистерии" в творчестве раннего И.С. Тургенева (Маньковский А.В.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Маньковский А.В.

Рецепция жанра романтической "мистерии" в творчестве раннего И.С. Тургенева // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. – 2021. – № 4. – С. 108–120. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://vestnik.philol.msu.ru/issues/VMU_9_Philol__2021_4.pdf (дата обращения: 22.08.2023). Режим доступа свободный.

В статье обсуждается жанровая природа некоторых ранних произведений И.С. Тургенева. Драматическую поэму «Стено» (1834) чаще всего сравнивают с «Манфредом» (1817) Байрона, а одноактную незавершенную драму «Искушение святого Антония» (1842) — с «Женщиной-дьяволом, или Искушением святого Антония» из цикла «Театр Клары Газуль» (1825) П. Мериме. Автор пытается показать, что оба произведения Тургенева, первое из которых по традиции печатают в Собраниях сочинений среди поэм, а второе — среди драматических произведений, принципиально относятся к одному и тому же жанру драматической поэмы, процветавшему в европейской литературе в эпоху романтизма и даже повлиявшему на генезис «Фауста» (1832) Гете; в русской литературе произведения этого жанра присутствуют в основном в литературе «второго ряда» 1830-х — нач. 1840-х годов. Жанр драматической поэмы многолик, отсюда разнообразие его имен: романтическая «мистерия», лирическая драма, драматическая поэма, философско-символическая драма и др. Автор статьи перечисляет признаки жанра и обнаруживает их в произведениях Тургенева, прежде всего в «Искушении святого Антония»; «Стено» привлекается в основном для сопоставления и уяснения жанровой природы неоконченной драмы.