Русская литературная классика (… «Бежин луг» И.С. Тургенева) … советского кинематографа 1930-х годов (Дячук Т.В., Евдокимова О.В.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Дячук Т.В.

Русская литературная классика («Власть земли» Г.И. Успенского и «Бежин луг» И.С. Тургенева) в контексте социальных тем советского кинематографа 1930-х годов / Дячук Т.В., Евдокимова О.В. – https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-11-131-143. – Текст : электронный // Научный диалог. – 2019. – № 11. – С. 131–143. – URL: https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/view/1440/1236 (дата обращения: 10.08.2022). – Режим доступа: свободный.

В статье рассматривается влияние поэтики русской литературной классики XIX века на советское киноискусство 1930-хо годов, острой социальной темой которого была коллективизация. Подчеркивается, что визуализация «ветхой» деревни, на фоне которой разворачивался конфликт в кинолентах А.П. Довженко «Земля» (1930) и «Бежин луг» С.М. Эйзенштейна (1935–1937), требовала эстетически убедительных художественных образов, которые советские кинорежиссеры нашли в произведениях Успенского и Тургенева. Доказывается, что универсальные смыслы классического литературного произведения обеспечивали высокую степень художественного обобщения, без которой было бы невозможно создать социалистический миф о светлом будущем. Утверждается, что аллюзии на сформулированную Успенским мифологему «власть земли» расширили масштаб изображения в киноленте «Земля», где борьба с кулаками предстала одним из эпизодов в универсальном сюжете о первооснове бытия. Комментируется функция цитат из «Бежина луга» Тургенева: они переводили коллизию колхозной драмы в фильме Ржешевского-Эйзенштейна в разряд мистерий о воскресении. Авторы статьи приходят к выводу о том, что соприкосновение с киноискусством выявляло общую особенность русской классики – наличие мистериального сюжетного плана, обеспечивающего целостность русской культуры при резком идеологическом противостоянии ее творцов.