Ю.Н. Говорухо-Отрок и А.А. Григорьев о романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» (Дикарева О.В.)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Дикарева О.В.

Ю.Н. Говорухо-Отрок и А.А. Григорьев о романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 2-1 (41). – С. 178–186. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21343804 (дата обращения: 11.05.2023). Режим доступа платный.


Критики романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1859) сошлись в том, что это лучшее произведение писателя. В нем точно отражена актуальная общественно-политическая проблематика: споры о путях развития страны и герое времени. А.А. Григорьев и Ю.Н. Говорухо-Отрок проанализировали произведение, применив метод «органической критики». Они считают Тургенева объективным художником, способным улавливать разнообразные веяния эпохи и отражать их в художественных образах. По их мнению, в романе «Дворянское гнездо» запечатлен важный процесс роста и развития национального самосознания. Критики подробно анализируют образы главных героев. Григорьев акцентирует внимание на образе Лаврецкого, поскольку считает его шагом в приближении Тургенева к постижению положительного русского типа. Говорухо-Отрок сосредотачивается на анализе образа Лизы. Он полагает, что именно лицо цельной, религиозной девушкидостойно стать центром великой исторической картины.Оба критика считают роман «Дворянское гнездо» лучшим созданием Тургенева, в нем отразилось высокое, близкое к христианскому настроение автора: герои и их поступки поверяются высшим критерием – народным идеалом.