Язык запаха в повести И. С. Тургенева «Вешние воды» (Н.А. Рогачёва, Хуэйсинь Цзи)

Материал из Тургенев в 21 веке
Перейти к: навигация, поиск

Рогачёва Н.А.

Язык запаха в повести И. С. Тургенева «Вешние воды» / Н.А. Рогачёва, Хуэйсинь Цзи. – DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-80-93 // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2017. – Т. 3, № 3. – С. 80–93. – Рез. англ. – Библиогр. в конце ст.

Электронный ресурс: URL: https://vestnik.utmn.ru/humanitates/vypuski/2017-tom-3/3/472569/ (дата обращения: 111.07.2024). Режим доступа свободный.

В статье рассматривается ольфакторное пространство повести И.С. Тургенева «Вешние воды», структура, функции, символический и психофизиологический смысл обонятельной образности. В ряду исследований, посвященных данному вопросу, не выявлен конфликтный характер языка запаха в прозе Тургенева как результат совмещения в одном образе точек зрения повествователя и персонажа, множественных отсылок к художественным и научным текстам. Основное внимание уделено субъектной организации ситуаций обонятельного восприятия, роли языка запаха в нарративной структуре повести. Одорическая образность «Вешних вод» выполняет сюжетообразующую функцию, служит для выражения социального, психологического, философского конфликта. В языке запаха отражены перипетии любовного сюжета, через ольфакторные признаки выявлена антитеза главных женских персонажей. Ольфакторные мотивы соотнесены с художественной оптикой повести, в первую очередь с визуальной образностью. Предметом художественного осмысления Тургенева является сама способность восприятия, где обоняние служит мотивировкой поступков, не контролируемых персонажем, одновременно относится к области реального и мистического. Вопрос о психофизиологических мотивировках поведения человека и о внешних механизмах, управляющих психической деятельностью, широко обсуждался в середине XIX в. и нашел отражение в письмах Тургенева. Ольфакторная поэтика «Вешних вод» формируется на контрастном совмещении разных дискурсов – медицинского, литературно-художественного, мифологического и исторического, связанного с повседневным миром середины XIX в., что позволяет рассматривать тургеневскую прозу